Гроза

May. 11th, 2017 10:03 am
weiss_edel: (edelweiss)
Качнётся лист, задетый ветром,
И, сделав взмах, замрёт недвижно...
Но вслед за ним, едва заметно
От верхних и до самых нижних
Read more... )
weiss_edel: (silver_edelweiss)
переплетаются очень причудливо. Прочитал в Википедии, что изначально слово “кабуки” происходит от слова “отклоняться”. Но одно и то же звучание можно записать разными способами, к тому же иероглиф может иметь несколько значений. Чтобы написать “кабуки” использовались иероглифы, означающие “песня”, “танец”, “мастерство”, “квалифицированная женщина”, “игра”. А ещё это же слово можно записать так, что прочитается “театр поющих и танцующих куртизанок”. Получается, что при записи слова, которое есть последовательность звуков, иероглифическим (семантическим!) способом происходит взрыв смыслов. Фонетический образ несёт какой-то смысл, возможно не один. Но, отображаясь иероглифами на бумаге, он порождает целый каскад, бездну дополнительных, не связанных со звуками ассоциаций.

Можно то же слово записать фонетически, слоговой азбукой. Но японец поморщится - столько всего потеряется, выхолостится, многообразие смыслов схлопнется или наоборот затуманится, пропадут намёки и отсылы. Это будет немного не о том. Ещё одна иллюстрация идеи о том, что язык, как устный, так и письменный, влияет на образ мышления, на восприятие мира. Основная идея фильма “Arrival”, доведённая там до предела и даже за предел.

А с другой стороны, смысловое письмо практически безбрежно, даже носителям языка не под силу освоить его в полном объёме, чтобы полностью использовать всю его мощь. И это превращает мощь в недостаток - нет смысла что-то разнообразить и усложнять за пределы того, что может быть понято читателем. В тех случаях, когда есть сомнения, что текст смогут прочитать (что-нибудь старинное витиеватое), или хочется, чтобы с гарантией прочитали даже не шибко грамотные (инструкции и правила), иероглифы всё-таки дублируют фонетическим письмом.

И да, лингвисты традиционно считают устный язык первичным, главным, а письменный - его тенью, отражением. Хотя… с современной скорострельностью письменного общения в интернете и по телефону письменный язык становится более самостоятельным.
weiss_edel: (Default)
что их однажды пригласили на пятидесятилетний юбилей композитора Андрея Петрова и попросили что-нибудь исполнить. Они были в растерянности - не могли подобрать ничего подходящего в своём репертуаре. Сергей Никитин затронул эту тему в разговоре с Евгением Евтушенко. Потом речь зашла о замечательной музыке Петрова к фильму “Берегись автомобиля”, что вот, такая выразительная музыка и без слов. И Никитин сказал: “А вот слабо тебе написать к ней стихи?” Евтушенко был заводным, клюнул на слово “слабо” и с азартом принял вызов. Он прикатил на своём мерседесе к Никитину, а надо отметить, что в ту пору мерседесов, да и вообще иномарок в Москве было полторы штуки, поэтому мерседес Евтушенко произвёл во дворе фурор. Евтушенко сказал, что у него есть два часа, и за них он напишет стихотворение. В квартире Никитиных шёл ремонт, но Евтушенко это не смутило. Он просидел целых двенадцать часов, но всё-таки написал стихи. Никитины спели эту песню на юбилее Петрова и потом ещё несчётное количество раз. Всякий раз при встрече Евтушенко говорил Никитину: “Серёжа, ну ты помнишь? Когда меня будут провожать в последний путь, ты должен будешь спеть эту песню. Обещай и смотри - не забудь”. Никитин сдержал обещание:
weiss_edel: (Default)
Как забавно. Границы Советского Союза казались бесспорными и железобетонно застолблёнными. Они такими и были - с пограничными столбами, контрольно-следовой полосой, вооружёнными патрулями. Что может быть более реальным? Япония, правда, поварчивала насчёт Курил, но это звучало каким-то забавным и далёким недоразумением. Но в Европе-то всё было чётко и ясно.

Read more... )
weiss_edel: (edelweiss)
но в то же время странное свойство, к которому трудно привыкнуть - она кончается.

И тут сразу же обнаруживается коренное противоречие. С одной стороны абсолютная ценность жизни индивидуума для него самого, равновеликость его жизни и всей вселенной. С его, разумеется, точки зрения. С другой стороны - безразличие вселенной к этой жизни, отношение как к разменной монете, как к статистической единице.

Для человека его тело - драгоценный сосуд, вместилище его души, единственное, пригодное для неё убежище. А жестокий мир заставляет его подчиняться законам физики, награждает ссадинами при ударе, похмельем после попытки расширения сознания, может оторвать ногу, подселить паразитов, да вообще может всё, что угодно, вплоть до превращения в неприглядный кусок тухнущего мяса. То есть довести до полной непригодности в смысле выполнения его высочайшей миссии - хранения души. И делает это походя, обыденно, без пиетета.

Бывает, что такое отношение, как к расходному материалу, вселенная навязывает самому индивидууму: “Подумаешь, смерть. Что тут такого? Кто ты такой, ничтожество! Иди и погибни вот за этот идеал.” Человек верит, идёт и гибнет. Или ему говорят: “Ничего, потерпи. Умрёшь, вот тогда и начнётся для тебя настоящая жизнь, полная блаженства.” С чего они это взяли? Кто-то нафантазировал, а они повторяют. А человек верит, во всём себе отказывает, экономит на собственном счастье, живёт начерно, ждёт, что вот помрёт, и уж тогда “заживёт” по-настоящему. Но ведь глупость же! Умирает такой человек, и не понятно, для чего он вообще жил? Прошли по Земле миллиарды, но кто из них мог бы сказать, что прожил полнокровно, весомо, не зря, не пусто? Боюсь, что очень незначительное меньшинство.

Какой-нибудь наркоман говорит: “Ну да, через неделю-другую я помру. Ну и что? Дайте ширнуться и отстаньте.”
Смерть так же обыденна, как жизнь. Но почему-то эта простая мысль плохо переваривается сознанием. И очень странно сознавать, что вот этот человек тебе уже никогда в жизни не повстречается, и что бы не случилось в мире, его это никак не коснётся, он об этом не узнает. И такой штуки, как его мнение по какому-то поводу, просто не будет существовать.

Ну и стишок Евгения Евтушенко попался по теме: )

... И ещё такие стишки

P.S.... И ещё такие соображения
weiss_edel: (Default)
в ту же воронку, где уже давно кувыркаются Россия с Венесуэлой, и в которую Трамп так усердно заталкивает Америку.

С одной стороны, Эрдоган подсказывает оппозиции, что власть теперь можно сменить только в результате традиционной турецкой забавы - военного переворота. С другой стороны, возможно, ему удастся сыграть на опережение и искоренить самую возможность такого переворота. Не зря референдум выглядит как работа над ошибками после неудавшегося путча. И тогда Турции суждено долгое бестолковое болтание в унылой клоаке, которой кончается пресловутая воронка.

То, что Эрдоган не стал рубить с плеча, а оформил это цивилизованно референдумом, говорит о том, что он пока не чувствует за собой сильного перевеса в силах. Это вынуждает его к последовательным, не слишком широким шагам. Он оценивает, какое давление может выдержать общество, и старается не передавить. Когда прокатит одно, потом можно будет сильней нажать и продавить другое. Путин в двухтысячном году был гораздо аккуратнее нынешнего. Тиранизация страны, заражённой бациллами демократии, требует плавного, пошагового сценария.
Стратегия, давно известная под названием “лягушка в кипятке”: если бросить лягушку в горячую воду, она выскочит; а если бросить в холодную, а потом плавно подогревать, лягушка не заметит, как сварится.

И, кстати, минимальный перевес в результатах референдума подтверждает, что Эрдоган правильно оценил расстановку сил и подсунул туркам как раз ту наживку, какую они были в состоянии заглотить. Зато теперь всем самым либеральным либералам можно тыкать в нос результаты демократически безупречного референдума - качественный козырь, чо.
weiss_edel: (edelweiss)
Джошуа Белл, на чьи концерты билеты распродаются с лёту, как-то взял скрипочку стоимостью в 3.5 миллиона долларов, спустился в вашингтонское метро, пристроился на пути спешащей толпы и 45 минут играл Баха. За это время мимо него прошло более тысячи человек, но почти никто из них не задержался и на секунду. Джошуа насобирал всего 32 доллара. Это известная история, она была хорошо освещена в “Вашингтон Пост”. Её часто вспоминают и считают очень поучительной. Чему же она учит? Есть урок, который лежит на поверхности. В странной упаковке люди не распознают то, на что они вроде бы готовы ломиться и тратить большие деньги. Тоже мне открытие. Что так получится, мне было понятно сразу, когда я только узнал завязку истории. Думаю, скрипач тоже мог легко это предсказать на этапе задумывания своего эксперимента. Кого же из толпы может зацепить неожиданная встреча с гениальным исполнением? Это должен быть либо дотошный знаток, досконально знающий Баха, видевший этого скрипача, хорошо различающий разные манеры исполнения, либо, наоборот, чистая, незамутнённая лишним знанием душа, открытая миру, ловящая всевозможные вибрации, оценивая их исключительно на подсознательном, интуитивном уровне простыми категориями “нравится - не нравится”. То есть если искусство настолько яркое, настолько явно гениальное, что понимание этого доступно не только умудрённым искусствоведам, но и пятилетнему ребёнку.
Остальные любители искусства, любящие его потому, что им объяснили знатоки, что искусство надо любить, готовые заплатить большие деньги и прийти наслаждаться искусством туда, куда их пошлют знатоки, они, конечно, легко пройдут мимо признанного виртуоза, запросто играющего в метро. Это не в упрёк. Я не возмущаюсь. Я сам такой. Я не разбираюсь в скрипичной музыке. Если виртуоз будет играть что-нибудь не самое узнаваемое из мировой музыки, вряд ли меня это заденет. И да, я иногда хожу на концерты качественной (во всяком случае судя по цене на билеты) музыки и как прилежный ученик пытаюсь настроиться на восприятие элитного искусства. Получается не всегда.
А, кстати, что становится “самым узнаваемым”? Это же не случайные вещи. Наверное, список самого узнаваемого во многом совпадает со списком самого гениального. Ведь что такое узнаваемое произведение? Это реально гениальное открытие, способное пробудить эмоции у самых широких слоёв населения, в том числе совершенно не обученных ценить музыку. Это когда великое сказано просто и ясно языком, доступным невежде.
weiss_edel: (chocolate_edelweiss)
О, конечно, грубость слов дипломата совсем не означает силу позиции правительства, которое он представляет. И даже может говорить о слабости. Азбучная же истина. А когда дипломат опускается до ментовско-воровского жаргона, это уже говорит о больших проблемах в деле подбора кадров для дипкорпуса. Но это ещё не всё. Слово берёт пресс-секретарь президента и оправдывает чисто конкретного пацана из МИДа. А это уже диагноз для всей шайки. Впрочем, мы его знали и так. Просто им всё труднее притворяться настоящим правительством. Прорывается, то тут, то там. То министр скажет “дебилы, блядь”, то теперь вот это.

И добро бы сказал что-нибудь убийственно весомое, обнажающее брутальную мощь дикой, но необоримой страны. А он что? "Вы испугались, сон потеряли, что мы будем сотрудничать с Соединенными Штатами. <...> Посмотри на меня! Глаза-то не отводи!" Слова не мужа, но шестёрки. Хвастовство тем, что большие мальчишки берут в свою игру. Мало того, что вонюче, но ещё и мелко.

Касательно:
weiss_edel: (Default)
Республиканцы запугивают всех государством - Большим Братом, который за всеми следит и делает их несвободными. Но, на словах ратуя за свободу, они взяли и с лёгкостью продали всех американцев в информационное рабство - разрешили “братьям поменьше”, но всё-таки достаточно большим - крупным телекоммуникационным компаниям - следить за своими пользователями, да ещё и торговать этой информацией. Торговать почему-то без ведома этих самых пользователей.

Большие корпорации вообще плохие защитники персональных свобод. Маленькие фирмы облизывают клиентов, стараясь их ублажить, сделать красиво. Боятся клиента потерять. Но по мере укрупнения компаний уменьшается их число, из-за этого сокращается выбор для клиентов, клиенту трудней уйти от компании, каждый отдельный клиент значит для компании всё меньше, а, значит, можно с ним не церемониться. Что мы наглядно увидели на примере хамского выволакивания пассажира из самолёта Юнайтед.

Так что на большой бизнес и лоббирующих его политиков надежды нет - продадут с потрохами. Кто же защитит простого человека? Общественные организации и, как это не парадоксально, государство, в лице выборных депутатов парламента - конгрессменов и сенаторов - устанавливающих правила игры - законы. И в лице прокуратуры и судов, обеспечивающих исполнение этих законов.

В здоровом государстве создаются дискуссионные площадки - в парламенте. В прессе, в общественных организациях. А Большим Братом оно становится тогда, когда нарушается баланс представительства, когда в парламенте господствует одна партия, она же партия президента. Будь то республиканцы или “Единая Россия”.

Касательно:

http://www.theverge.com/2017/3/29/15100620/congress-fcc-isp-web-browsing-privacy-fire-sale

https://qz.com/945261/how-to-get-a-personal-vpn-and-why-you-need-one-now

Thanks to last week’s US Senate decision and yesterday’s House decision, ISPs can sell your entire web browsing history to literally anyone without your permission. The only rules that prevented this are all being repealed, and won’t be reinstated any time soon (it would take an act of Congress).
You might be wondering: Who benefits from repealing these rules? Other than those four monopoly ISPs that control America’s “last mile” of internet cables and cell towers?


И картинка в качестве иллюстрации: )
weiss_edel: (edelweiss)
мне кажется близкой и понятной. Она резонирует во мне, легко отзывается. Но из разговоров с друзьями выяснилось, что не всем она так же близка. Попробую развить и пояснить.

Сначала цитата:

"1 октября. Ясная Поляна. (18)92. Все то же: то же упорство труда, то же медленное движение и то же недовольство собой. Впрочем, немного лучше. Нынче ездил на Козловку, думал в первый раз: как ни страшно это думать и сказать: цель жизни есть так же мало воспроизведение себе подобных, продолжение рода, как и служение людям, так же мало и служение богу. Воспроизводить себе подобных. Зачем? Служить людям. А тем, кому мы будем служить, тем что делать? Служить богу? Разве он не может без нас сделать, что ему нужно. Да ему не может быть ничего нужно. Если он и велит нам служить себе, то только для нашего блага. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель — радость — вполне достойна жизни. Отречение, крест, отдать жизнь, все это для радости. И радость есть и может быть ничем ненарушимая и постоянная. И смерть переходит к новой, неизведанной, совсем новой, другой, большей радости. И есть источники радости, никогда не иссякающие: красота природы, животных, людей, никогда не отсутствующая. В тюрьме — красота луча, мухи, звуков. И главный источник: любовь — моя к людям и людей ко мне. Как бы хорошо было, если бы это была правда. Неужели мне открывается новое. Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительная. Я узнал это и бросил. Добро без красоты мучительно. Только соединение двух и не соединение, а красота, как венец добра. Кажется, что это похоже на правду." /Лев Николаевич Толстой (из дневников)/

Во-первых, выводить смысл жизни рекурсивно, кусать себя за хвост - тупик. То есть, сказать, что жить надо, чтобы растить детей, чтобы оставить себе смену - не сказать ничего. Это то же, что “есть, чтобы жить, и жить, чтобы есть.”. Есть - это средство поддержания жизни, а не смысл её. Ращение детей - то же самое. Разница только в том, что “есть” - поддержание своей личной одиночной жизни, а дети - поддержание жизни в более широком смысле - между поколениями. Дело нужное, но вспомогательное. Служить людям, помогать окружающим, тоже, если задуматься, вспомогательная функция для поддержания жизни. Опять же, очень нужная. Если дети - поддержание жизни, направленное вперёд по времени, то помощь другим - то же, но в ширину, в общество.

Взаимоотношения с Богом - отдельная тема. Тут могут быть вариации. Разные люди придумывают себе разные типы этих взаимоотношений. Толстой считает, что Бог требует от нас служить ему для нашего же блага. Пусть будет так. Как атеист не хочу углубляться в сорта религиозной психотерапии.

И тут Толстой приходит к мысли, что цель жизни - поиск радости. Человек стремится к радостному, к хорошему. Радость приходит от встречи с красотой, от познания нового, от собственных достижений, от открытий, от любви - твоей и к тебе. Всё остальное - вторично. Страдания, лишения, упорный труд - мостики к радости. Это то, что нужно перемочь, перетерпеть, через что прорваться. Но смыслом жизни быть никак не может.
И особенность человеческого восприятия - масштабирование, подстройка чувств под обстановку.

Поднявшегося на вершину горы и увидевшего величественнейшие картины хребтов и ущелий охватывает восхищение. Но и человека, увидевшего игру пылинок в луче света из тюремного окна, может охватить не менее сильное чувство. Другой фокус, другой масштаб обстановки, но масштаб чувств больше зависит от человека и может быть вполне сравним. Он не обнуляется при перемещении человека с горы в тюрьму и не обращается в бесконечность при противоположном перемещении. Человек остаётся человеком.

Далее, что есть источник радости? Наисильнейшая радость - от общения с другими людьми, с людьми, которые тебе нравятся, к которым испытываешь симпатию. Симпатия складывается из внешней привлекательности и комфорта отношений - привлекательности внутренней. Первую Толстой называет красотой, а вторую - добром. Обе важны. Отсутствие любой порождает диссонанс. Внутренняя привлекательность важнее, с ней можно жить, хотя и с “мучительным” ощущением дискомфорта. Внешняя привлекательность без внутренней “отвратительна” - это просто пустышка, обман, а то и западня. Ведь отношения начинаются с внешнего образа. Увидев человека, мы по внешнему виду пытаемся создать его портрет, угадать его внутренние свойства. Внешняя привлекательность располагает нас к этому человеку, подсказывает нам, что он и внутренне, по-видимому, так же хорош, как снаружи. Нам очень хочется верить в такую гармонию. Именно про это Ницше сказал, что красота - это обещание счастья.

Небольшое отступление. Попалось женское рассуждение на тему этой ницшевской цитаты. Забавно, что женщина рассматривает вариант её прочтения, в котором речь идёт о собственной красоте. То есть, в том смысле, что красивой женщине обещано счастье. Мне такое даже в голову не могло прийти.

Ну так вот. Попытка экстраполировать, продолжить внешнюю красоту на внутренний мир далеко не всегда согласуется с последующим опытом, чревата сюрпризами и разочарованиями. В этом смысле внешняя привлекательность может оказаться западнёй. Об этом ещё одна толстовская цитата, из “Крейцеровой сонаты”:
Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна.

Ещё по теме: “Чары” и прочее по метке “красота”. Ах да, и о смысле жизни, как же без него?
weiss_edel: (Default)
Живой журнал продолжает свой скорбный путь. Его “развитие” и “эволюция” всё больше напоминают “явку с повинной” на Лубянку. А точнее - не явку, а привод, поскольку администрация делает это без согласия пользователей. Уже разгорелась новая волна дискуссии о том, сколько осталось жить Журналу. Оптимисты, как всегда, ехидничают на тему “рано хороните” и припоминают многочисленные предыдущие несбывшиеся прогнозы его смерти. Реалисты готовят себе варианты для отхода. У меня самые мои интересные посты заархивированы, к тому же мой Живой Журнал продублирован на http://weiss-edel.dreamwidth.org. Журнал я веду больше для себя, чем для читателей, на платный сознательно не подписывался, так что если меня закроют, это не будет большим ударом.

Развалить что-то хорошее много ума не надо, и чекисты с пропагандистами вполне способны с этим справиться. В их способности сделать из конфетки говно я не сомневаюсь. Но, возможно, ЖЖ не умрёт совсем. Все лояльные российской власти блоги останутся. Штурмовые отряды пропагандистов вроде Фрицморгена и Ленымиро будут даже всячески поддерживаться и процветать (если читатели не разбегутся от их тошнотворности). Путешествия, мода, цветочки и котики будут тоже приветствоваться для привлечения публики. Может, даже сиськи оставят для пикантности.
Но тех, кто говорит о реалиях без оглядки на Кремль, наверное, начнут прикрывать.

Маша Кильдебекова-кибернетика даёт простой совет - не высовываться: “А порядочный человек, тем более литератор, не должен всерьёз связываться с политикой в принципе. У вас что, совсем нет личной жизни, что вам есть дело до каких-то депутатов и Навального? Человека с отменным психическим здоровьем то, о чём пишут в газетах, особенно не колышит. Перечитайте Гёте, посадите фиалки на даче, навестите внучку. Если вам есть дело до того, с кем спит какой-то депутат или что в ЖЖ новый редактор — это явный признак того, что в вашей жизни что-то не так…

Странное понимание порядочности. Мне кажется, всё в точности наоборот - если человек видит что-то, что ему не нравится, порядочность требует от него об этом громко сказать. А молча сидеть и делать вид, что всё хорошо и нет причин для беспокойства - в этом что-то подленькое, чего бывает стыдно. Если порядочные люди не будут обращать внимание на всевозможные безобразия, то кто будет? Кому это позволено? Непорядочным?

К тому же литератор - как раз часто человек, интересующийся жизнью общества, развитием процессов в нём, человек с активной гражданской позицией. Ему скорее всего именно это и интересно, ему должна быть гарантирована свобода слова, свобода высказать то, что его волнует.

P.S. И тут, кстати, в продолжение темы о том, что должен и что не должен делать приличный человек, попалось интервью Андрея Тарковского (1984 год)



С девятой минуты он говорит о ещё только проектируемом “Жертвоприношении”:
Эта картина, которую я буду снимать в Швеции, рассказывает, говорит о личной ответственности, что ли, рассказывает о личной ответственности человека перед лицом событий, которые надвигаются на него стремительно и неизбежно, и посвящается, я бы сказал, какой-то личной ответственности и способу каким-то образом внедрения в события, способу и желанию каким-то образом участвовать в этих событиях, которые мы называем.., которые мы почему-то перепоручаем тем, кого называем политиками. Короче говоря, простой человек каким-то образом отделяет себя от событий, от своего будущего профессиональными политиками, профессиональными людьми, которые специально занимаются программированием нашего будущего и взаимоотношениями между странами, между общественными категориями, слоями общества и так далее. Вот как раз об этом рассказывает мой фильм. Об участии личности, персоны в современном процессе общественном и желании вернуть этого человека внутрь событий.

Mise à jour 2017/04/05. За что я недолюбливаю Машу-кибернетику, это то, что она любит удалять посты. Да, конечно, пост - это интеллектуальная собственность автора, и он волен делать с ним всё, что ему заблагорассудится. Но если я оставляю свой комментарий, который является моей интеллектуальной собственностью, то мне уже не всё равно, будет удалён пост или нет. Автор поста получает экслюзивные права на мою собственность, что неприятно. Или, если я делаю ссылку на пост, а он исчезает, ссылка оказывается сломанной. Что тоже неприятно. Как от этого защититься? Я просто перестал писать Маше комментарии, требующие хоть какого-то напряжения мысли. Что касается сломанной ссылки в этом посте, я, предвидя её судьбу, сделал скан с ныне удалённого поста:

Он тут )

Интересно, что в своём заглавном посте она пишет: "Я за то, чтобы комментарии были пусть и немногочисленными, но доброжелательными и по теме текстов, чтобы их можно было с удовольствием перечитывать."
Ага, увлекательное занятие - перечитывать комментарии удалённого поста.
weiss_edel: (Default)
Иногда в комментариях к чьему-нибудь посту у меня затевается с кем-нибудь дискуссия. Столкновение мнений бывает достаточно любопытным для того, чтобы сделать из этого отдельный пост.

Рождается ли истина в споре? Ари утверждает, что нет. Что в споре каждый озабочен только навязыванием своей точки зрения. По этому поводу у нас с ним возник такой вот спор в комментариях к его посту “Истина в центре”:
Read more... )
weiss_edel: (edelweiss)
Не жалея сил, рвись из тесных пут.
Не ходи туда, где тебя не ждут.

От битья челом невеликий прок.
Даже если и - пустят на порог,

Далее сеней не дадут пройти,
А скорей, весь дом будет взаперти.

Лучше позабудь сей же час о нём.
Не один на мир тот надменный дом.

Смело режь узлы да разуй глаза -
Окоём широк, много шире за.

Ты богат, мой друг - умничай, греши.
Не резон вымаливать медные гроши.
weiss_edel: (Default)
Они определяют, что назвать бессмысленным бунтом, что дерзким мятежом злобных заговорщиков, продавшихся заморским кукловодам, а что великой революцией, выведшей народ на широкую дорогу в сияющее завтра.

А также победители определяют, что из сказанного и написанного является гениальным предвидением, а что близоруким заблуждением. Вот только революция - дело быстрое, сиюминутное, ярлыки надо развешивать безотлагательно, пока не выдохся революционный задор. А история - дело долгое, итоги подводит неторопливо. Какие-то плоды революций приживаются, другие - отмирают. Сколько-то лет общество живёт на революционном энтузиазме, но потом в конце концов проясняется, насколько эффективна новая формация. Для подведения окончательного баланса может потребоваться немалый срок. И много позже, когда всё устаканится, революционные победители могут оказаться не самыми гениальными и прозорливыми, а просто самыми удачливыми, или хитрыми на момент зенита их славы, а в долгосрочной перспективе - ничтожными лузерами, просравшими страну, миллионы лучших граждан, десятилетия развития. А кто-то, кого они клеймили как близорукого недотёпу, вдруг поднимется интеллектуальным исполином среди всех этих революционеришек, одержимых бредовыми идеями.

Поэтому среди свидетелей большевистского переворота самых умных людей надо искать между теми, про которых все семьдесят последующих лет упорно твердилось: “Они не поняли нашей революции”. Например, стихотворение Максимилиана Волошина “Китеж” злободневно прямо сейчас, даром что написано в 1919 году:

Они пройдут — расплавленные годы
Народных бурь и мятежей:
Вчерашний раб, усталый от свободы,
Возропщет, требуя цепей.
Построит вновь казармы и остроги,
Воздвигнет сломанный престол,
А сам уйдет молчать в свои берлоги,
Работать на полях, как вол.
И отрезвясь от крови и угара,
Цареву радуясь бичу,
От угольев погасшего пожара
Затеплит яркую свечу.
Молитесь же, терпите же, примите ж
На плечи крест, на выю трон.
На дне души гудит подводный Китеж —
Наш неосуществимый сон.



Всё так. Рабы устали от свободы быстро, и, перегорев революцией, впряглись в ярмо уже в тридцатые годы, терпеливо снося все самые немыслимые бичи. А после рецидива движухи в восьмидесятые-девяностые, глядишь, и религиозные атрибуты подоспели - свечи, кресты. Ленинские тома “гениальных предвидений” можно сдать в утиль, а Волошин - ничего, читается, годится в употребление. Ну и кто победил? И кому писать историю?

Или вот парадоксальное мнение Волошина из статьи “Пророки и мстители”: “Духовный кризис наций, который является неизбежным бичом в руке каждой из Великих еволюций,-- это кризис идеи справедливости. Идея справедливости -- самая жестокая и самая цепкая из всех идей, овладевавших когда-либо человеческим мозгом. Когда она вселяется в сердца и мутит взгляд человека, то люди начинают убивать друг друга. Самые мягкие сердца она обращает в стальной клинок и самых чувствительных людей заставляет совершать зверства. Она несет с собой моральное безумие, и Брут, приказывающий казнить своих сыновей, верит в то, что он совершает подвиг добродетели. Кризисы идеи справедливости называются великими революциями. Анатоль Франс говорит с горькой иронией: "Робеспьер был оптимист и верил в добродетель. Государственные люди, обладающие характером подобного рода, приносят всяческое зло, на какое они способны. Если уж браться управлять людьми, то не надо терять из виду, что они просто испорченные обезьяны. Только под этим условием можно стать человечным и добрым политическим деятелем. Безумие революции было в том, что она хотела восстановить добродетель на земле. А когда хотят сделать людей добрыми и мудрыми, терпимыми и благородными, то неизбежно приходят к желанию убить их всех. Робеспьер верил в добродетель: он создал Террор. Марат верил в справедливость: он требовал двухсот тысяч голов".

Парадокс заключается в том, что когда жажда справедливости становится особо острой и охота за справедливостью становится особенно бешеной, количество творимых несправедливостей резко скачет вверх.
Не то, чтобы “справедливость” - плохое слово, просто обращаться с ним надо поосторожнее. Оно на вид кажется простым и очевидным, поэтому за него хватаются искатели быстрых решений для глобальных вопросов.

Вот свеженькие искальцы справедливости:
"Общественное устройство Светочграда. Общие положения
В данной статье будут затронуты общие принципы общественного устройства Светочграда. Последующие статьи будут их уточнять.

О справедливости

Человеку присуще чувство справедливости. Оно вытекает из внутренних мировоззренческих установок.


Интересно, как у них с адекватностью?
weiss_edel: (Default)
Что-то сегодняшний пост Кошарелки до оскомины, до зубной боли напомнил Лену Миро. Всегда считал её уровнем выше, даже как-то за неё неудобно. Жалко в самых боевых девахах ЖЖ замечать признаки старения. Такие вот особенности национального леномироточения (дрочения?)
weiss_edel: (Default)
Главное в Трампе то, что он - таран, настойчиво долбящий в самые устои, в самые чувствительные места американской демократии. Тот, кто этого не видит и готов прощать ему удар за ударом, может однажды оказаться немало поражён тому, какой гомункул вырастет в пробирке Белого Дома. Будем надеяться, что этого не произойдёт, есть много сильных и здравомыслящих людей, готовых активно действовать. У них есть понимание того, что происходит и чем это чревато. Но, к сожалению, группа поддержки Трампа тоже очень сильна, и даже сильнее, так что, чья возьмёт верх, пока неясно.
Read more... )
weiss_edel: (Default)
Роберт Райх поделился в ФБ своими впечатлениями от недавней поездки в Вашингтон. Привожу свой перевод. Оригинал под катом.

Большую часть этой недели я провёл в Вашингтоне - разговаривал с друзьями, продолжающими работать в правительcтве, бывшими коллегами, демократами высшего уровня, некоторыми аналитиками из республиканцев и некоторыми членами Конгресса от обеих партий. Это был первый приезд с тех пор, как Трамп стал президентом.

Мой вердикт:
1. Никогда не видел Вашингтона таким разделённым, злым, озадаченным и перепуганным.
2. Злоба разделяет не только демократов и республиканцев. Возмущение вскипает внутри республиканской партии.
3. Республиканцы (и их кураторы из большого бизнеса) больше не верят в то, что Трамп прикроет их, чтобы они делали то, что хотят. Они начинают бояться, что Трамп просто чокнутый и потянет за собой на дно всю партию.
4. Многие республиканцы также злы на Пола Райена, чью замену Обамакер почти все на Капитолийском холме считают невероятно тупой.
5. Я не общался ни с кем из Белого Дома, но те некоторые, которые имели с ним дело, назвали его клоакой, полной интриг и страха. Похоже, все, кто там работают, ненавидят друг друга и не доверяют друг другу.
6. Вашингтонский истеблишмент, занимающийся международной политикой, как республиканцы, так и демократы, глубоко озабочены тем, что происходит с международной политикой Америки. Америку в мире начинают воспринимать дебильной и неуправляемой. Они считают, что Трамп по всему миру делает легитимными крайне правые движения.
7. Госслужащие, проработавшие много лет, готовятся к сокращениям. Предпенсионный возраст уже на полпути к выходу, но и среди многих тридцати- и сорокалетних панические настроения.
8. Республиканские аналитики считают, что Беннон ещё более безбашенный, чем Трамп, настроенный разрушить ту демократию, которую мы имеем.
9. Несмотря на всё это, никто, с кем я говорил, не думает, что возможен импичмент Трампа, по крайней мере в ближайшем будущем. Разве что если появятся неопровержимые улики, доказывающие участие Трампа в российских вмешательствах в выборы.
10. Многие люди озадаченно спрашивали: “Как это [Трамп] случилось?” Когда я делал предположение, что это сильно связано с 35-летним неуклонным снижением доходов беднейших 60 процентов; с растущим ощущением, что после операции поддержки Уолл стрит в игре пошёл мухлёж; с абсолютной неспособностью как республиканцев, так и демократов развернуть эти тенденции - они смотрели меня в недоумении.
Read more... )
weiss_edel: (edelweiss)
Вера процитировала Мандельштама:

Не кладите же мне, не кладите
Остроласковый лавр на виски,
Лучше сердце мое разорвите
Вы на синего звона куски…

И когда я усну, отслуживши,
Всех живущих прижизненный друг,
Он раздастся и глубже и выше —
Отклик неба — в остывшую грудь.


У меня в ответ сочинилось в качестве комментария к её посту:

Что б на свете меж вас ни случилось,
Как ни сжался бы времени круг,
Моё сердце отжило, отбилось...
Но пускай мой фатален недуг,

В этом небе, полощущем крыши,
В очертаньях его облаков
Ты мой росчерк бегущий отыщешь -
Послевкусие горьких стихов.

Пусть тут тоже полежит.
weiss_edel: (Default)
Теперь можно начинать судить его не только по словам, но и по делам.

Обама, при том, что был очень хорошим президентом, всё же не идеален. Он спасовал перед исламистами, не знал, что с ними делать. К слову, исламистское осиное гнездо было ещё до него основательно разворошено Бушем. Трамп знает, как бороться с исламистской угрозой. Как ему кажется. Его рецепт ещё радикальней бушевского - ворошить гнездо с утроенной силой. Не похоже, чтобы это могло решить проблему. Яростные запреты въезда для безобидных людей - хорошая рекламная акция для игиловских рекрутеров.

Активная раздача денег военным, на пограничную стену, обещание выдачи денег на инфраструктурные проекты - всё это интересно, но проходит по статье “расходы”. Каких-то революционных идей в разделе “доходы” пока не видать. Ждём. И ещё, замечание в сторону. Рост государственных расходов плохо вяжется с республиканской идеей “компактного государства”. Собственно, я тут чудес не ждал, но республиканский электорат должен был бы. А пока что Трамп сказал, что он всё-таки возьмёт президентскую зарплату (хотя избирателям обещал, что не будет), но, конечно же, в конце года раздаст её на благотворительность. Кто бы сомневался. Да и содержание его семейки казне обходится недёшево. За два месяца налетал столько, сколько Обама за год (девять раз на гольф). А ещё у него есть активный сынишка.

Что касается отмены и замены Обамакер, пока толком ничего не вырисовывается, но, боюсь, прорыва ждать не приходится. Лишь бы не сделали хуже. Презрительное отношение к окружающей среде и к её охране настораживает. Тут можно наломать много дров. Ответка обязательно прилетит, да такая, что мало никому не покажется. Но, к сожалению, она может сказаться не сразу, и говнище придётся разгребать уже другим президентам. В международных отношениях пока только растёт глухое раздражение, но пока ничего необратимого не случилось. Евросоюз пригрозил введением виз для американцев. Вряд ли они это серьёзно, но показывает уровень отрицательных эмоций.

Можно спорить, что несёт с собой Трамп - химеричность идей и дремучую некомпетентность, способные сломать всё, чего бы он не коснулся, или революционную свежесть подходов, которая встряхнёт закостенелую госмашину и придаст ей импульс в новом, более перспективном направлении. Мне кажется, не это в Трампе главное.

Но это требует отдельного разговора. А пока хорошо почитать умного человека - Роберта Райша (или Райха? или Рейча?)
weiss_edel: (Default)
Конечно же, по итогам блокбастера Навального Путин устроил Медведу выволочку. Но, само собой, не за поместья. За Инстаграм. Сам-то шеф шифруется надёжно. По науке. На каком-то там Инстаграме не спалится. Он его и не заводит себе от греха. Так что масштабы его состояния не известны, и группе Навального нелегко будет что-то расковырять. Остаётся гадать. Может светлейший-темнейший заодно и скромнейший, и кроме френча и сапог у него ничего нет (даже трубки!)? Но почему-то мне кажется, что он не беднее Димона. В тех кругах пацану западло быть беднее шестёрки. Так что для оценки димин миллиард зелёных можно смело умножать хотя бы на два, а то и больше.

Profile

weiss_edel: (Default)
weiss_edel

July 2017

S M T W T F S
      1
234 5678
9 10111213 1415
1617 181920 2122
23242526272829
3031     

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 24th, 2017 08:39 am
Powered by Dreamwidth Studios