Итак, Россия увязла в путинском болоте, застряла в тупике. Что делать? Какой сценарий может вывести на ровную дорогу? Улучшение законодательства? Контроль за доходами-расходами чиновников? Когда законы не соблюдаются, нет разницы, хорошие они или плохие. Когда общественный контроль за чиновниками с максимально возможной тщательностью выскоблен и удалён, они отчитаются легко, и всё у них будет в полном ажуре - не извольте сомневаться. В отсутствии общественного контроля любые прогрессивные реформы и преобразования будут только виртуальным телевизионным миражом, никак не затрагивающим систему. В отличие от регрессивных - эти могут быть даже очень болезненными.
Первое необходимое условие - команда Путина должна уйти. Она не может быть реформирована. Это то, без чего нельзя - conditio sine qua non. Не представляю, при каком таком стечении обстоятельств она могла бы возглавить выход из тупика. Это противоречило бы самой её сути. Это у Ленина хватило ума включить НЭП - признать свои перегибы. Но Сталин его тут же поправил. Моя любимая горбачёвская фраза конца восьмидесятых: “Перестройка в партии идёт медленнее, чем в обществе, поэтому ей (партии) всё труднее выполнять свою роль авангарда.” То есть, почему-то якорю сложновато играть роль буксира. Странно, да? Так же и путинской ликвидационной команде, заточенной исключительно на то, чтобы растащить остатки российских богатств и похоронить проект “Россия”, органически не свойственно возглавлять какие бы то ни было реформы.
Каким образом устранить эту команду? К сожалению, они сделали всё для того, чтобы мирным, легальным путём этого сделать было бы нельзя. Демократия предписывает наличие определённого набора инструментов воздействия общества на власть. Путинская команда планомерно демонтировала все. Так что об этом можно забыть.
Вариантов несколько.
Например, дворцовый переворот. Говорят о наличии на достаточно высоком уровне думающих людей, которые бы не прочь сместить верхушку (сценарий Брежнева - Хрущёва). Вариант с минимальными для общества потрясениями и жертвами, но, к сожалению, маловероятный из-за чекистской многоопытности Путина. Он любит и умеет плести заговоры и, соответственно, хорошо умеет бороться с заговорами против себя.
Второй вариант - военный переворот. Ещё менее вероятен. Для него требуется какое-то количество прогрессивно думающих офицеров, видящих свой долг в спасении родины от уголовных узурпаторов. Вымирающий (неужели вымерший?) вид в нашей полуразвалившейся армии. Разве что регулярные невыплаты зарплаты могут заставить офицеров задуматься о том, где засел их настоящий враг.
Остаётся протестное движение народа. Народ для этого должен созреть. Пока он малоактивен. На повышение активности влияют разные факторы. Не всегда понятно, что и в какой мере и в каком направлении. Очень малопредсказуемо. Тысяча активистов могут обораться, разбиться в кровь о полицейские дубинки. А остальной народ будет понуро на это смотреть и молчать. Лихо проведены выборы. Их неслыханная наглость вывела на площадь десятки тысяч. Но этого мало. Миллионы всё ещё смотрят и молчат. Что нужно, чтобы их расшевелить? Бог весть. Не то чтобы действия протестантов бесполезны. В копилку идёт множество разнообразных фактов, событий, действий. Нарастание протестной активности - митинги, белые ленточки - всё это важно и нужно. Хамские выходки власти - тоже катализирует брожение в общественном сознании. Сильнее всего действуют лишения. Если власть доуправляется до того, что людям перестанут платить зарплату, а в магазинах начнут пропадать товары - это протрезвит быстро. Шевеление на самом деле идёт. Хоть народ и молчит, он меняется. Садизм полиции, сомнительные скандальчики вокруг патриарха, задержка зарплаты военным - что-то может стать последней каплей.
Активисты сетуют, что протесты сдулись. Просто народ пока не дозрел. Активисты делают, что могут. Может, они могли бы сделать больше, а, может, и не могли. Они не управляют народом. Они только могут немного подсказать ему. Их действия - только один из множества факторов. Взрыв народного гнева может произойти в любой момент, как, например, ленский расстрел запустил первую революцию. А может не происходить ещё очень долго.